Сын одной моей хорошей знакомой очень любит мороженое и ненавидит горячий суп. Отсутствие первого и присутствие на обеденном столе второго обычно приводит к скандалу и обвинениям в нелюбви. «Нужно воспитывать!» – скажете вы? Нужно, но проблема в возрасте воспитуемого – ему 35 лет. На мой взгляд, это яркое проявление детоцентризма. Педагогический энциклопедический словарь определяет это понятие как воспитательную концепцию, согласно которой все интересы семьи концентрируются исключительно на ребенке, и предупреждает, что избалованный ребенок может вырасти эгоистом либо инфантильной личностью. В этой связи очень уместно высказывание Игоря Порошина, креативного продюсера телеканала «Россия-2»: «ребенок сегодня - глава семьи в пределах евроантлантической цивилизации. Нет никаких сомнений, что будущие историки назовут этот период ее развития филиархатом». Как же изменились взгляды на воспитание детей в разных культурах в нашем просвещенном и гуманном XXI веке?
Ребенок времен Диккенса и Чехова представлял собой маленького мерзавца, из которого нужно выбивать лень и дурь и, при известных усилиях, еще предстоит сделать человека. Ребенок сегодняшнего дня – это светлое, естественным образом реагирующее и эмоционирующее существо, почти каждый второй – обязательно «индиго», которого воспитывать – только портить. Нет ничего удивительного в том, что раньше ребенок хотел поскорее стать взрослым и пользоваться всеми правами самостоятельного человека, а теперь хочет как можно дольше оставаться ребенком.
В средние века само понятие детства как некого особенного состояния человека не существовало. На Руси возраст приобщения ребенка к труду был 5-8 лет, а совершеннолетие достигалось в 12-15 лет. Рекомендации по воспитанию, встречающиеся в древнерусской литературе однозначны: строгое соблюдение внутрисемейной субординации, абсолютное послушание родителей. В викторианской Англии дети трудились наравне с взрослыми, иногда по 12 и более часов. Физическое состояние маленьких работников заботило и родителей и хозяев куда меньше, чем духовное. Поэтому повсеместно применялась порка розгами и другие телесные наказания. Такого рода воспитание англичане оправдывали, ссылаясь на Библию. В притчах Соломона прямо указывается на необходимость и желательность применения розог по отношению к заблудшим юношам, спасая их души от преисподней. Также в качестве орудия борьбы за нравственность подрастающего поколения использовались кнуты, ремни, трости, тапки, щетки и другие предметы домашнего обихода. Телесные наказания применялись как дома, так и в школах, причем, чем престижнее было учебное заведение, тем чаще и сильнее там били учеников. Запрет на порку в английских государственных школах был введен в 1987 году, в частных – в 1999. Кстати, после беспорядков в Англии в 2011 году власти решили вернуться к проверенному временем методу воспитания, в конце концов, многие члены Палаты Лордов - воспитанники Итона – испытали его действенность на своем мягком месте.
Двадцатый век был богат на принятие различными международными организациями документов о защите прав детей и женщин. Так, Лига Наций в 1924 году приняла первую Женевскую декларацию прав ребенка, в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, состоящую из десяти пунктов, соблюдение которых, как говорилось в документе, позволит «обеспечить детям счастливое детство». Начиная с конца семидесятых годов, было принято еще несколько деклараций, а в 1989 году Генассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, основным принципом которой является признание приоритета интересов детей. Таким образом, ребенок впервые был признан самостоятельным субъектом права. Конвенцию приняли все страны-члены ООН (193 страны), кроме США, Южного Судана и Сомали.
Интересен японский подход к воспитанию детей. В Стране восходящего солнца до пяти лет к ребенку относятся «как к королю». На детей не повышают голос, и не наказывают, даже за серьезные проступки, включая хулиганство в общественных местах в свое удовольствие. Основное средство воздействия – личный пример родителей, особенно мамы. Работающая мама считается эгоисткой. Затем в период от пяти до пятнадцати лет отношение меняется на противоположное: поведение ребенка регламентируется очень строгими правилами, воспитывается знаменитая японская вежливость. Самое страшное наказание – отлучение от семьи, либо коллектива. «Потерять лицо» – то есть сделать что-то непринятое, опозориться – вот то, что еще не так давно для японца могло закончиться харакири. Общественное важнее личного – основная заповедь японских граждан. Выделяться и соперничать «некавайно», ведь это может привести к «потере лица», конкуренция практически отсутствует. Из правильно воспитанного японца вырастает идеальный корпоративный служащий, исполняющий свои обязанности (гири) по отношению к родителям, учителям, начальнику. Один из основателей Sony инженер Масару Ибука одновременно является и создателем современной концепции воспитания детей и автором известной книги «После трех уже поздно». В ней Ибука утверждает – в течение первых трех лет жизни ребенок имеет самый высокий потенциал к развитию и обучению. Вопрос – чему и как обучать. Автор методики критикует «политику раннего невмешательства» и строгости в более позднем возрасте, считая такое воспитание верным способом погубить талант ребенка. «Главное – окружение, а не гены» – так называется одна из глав этой интересной книги.
Как же быть с все более актуальной проблемой реализации женщины в социуме? Куда уж там Некрасовской героине со скачущим конем и горящей избой. Основной ее задачей было, чтобы дети были сыты, здоровы и послушны. Современное общество требует от женщины и успешности в карьере, и в роли матери. Безумное количество психологов и социологов пишут статьи, книги, проводят сеансы терапии, где убеждают нас, что все личностные и психологические проблемы родом из детства, а жизненный сценарий закладывается в раннем младенчестве. А нам ведь так хочется быть мамами, которые воспитывают детей правильно. И кто-то даже идет на сознательный отказ от детей – трудно решиться родить ребенка, если знаешь, что любая негативная эмоция, любое неосторожно брошенное слово, а порой и взгляд, ссоры с мужем или с бабушками и дедушками, способны испортить любимому (в большинстве случаев) чаду жизнь. Так что фраза «посвятила свою жизнь детям» не становится панацеей счастья ребенка – бабушки на скамейках скажут – «избаловали».
Человечество любит бросаться из крайности в крайность. От примитивной жестокости до великого гуманизма по меркам существования человеческой цивилизации – один маленький шаг. Порой никакие воспитательные усилия педагогов и родителей не имеют успеха, и выросший человек не может найти себя в обществе. Бывает и так, что дети-сироты, трудные подростки, обучением которых не занимался вообще никто, достигают благополучия в жизни. Не переоцениваем ли мы влияние фактора воспитания, тем самым снимая ответственность с растущего человека? Движущей силой развития человека могут быть только его личные свершения, и самое лучшее, что можно сделать для ребенка – это мотивировать у него желание совершенствоваться.
10 сентября 2012, Василиса Шукшина.
При копировании ссылка на Netograd.ru обязательна! netograd.ru